Исследования показали, что рисунки Леонардо да Винчи обладают уникальным микробиомом

Микробиомы  - это настоящие головная боль реставраторов при консервации предметов искусства. Они могут ускорить порчу бесценных произведений, но в тоже время могут помочь потенциально выявить подделки. Ученые из Институт Крейга Вентера собрали и проанализировали мазки, взятые из многовековых произведений искусства в частной коллекции, расположенной во Флоренции, Италия, и пришли к неожиданным выводам.

Работа основана на предыдущем исследовании, посвященном поиску микробных сигнатур и возможных географических структур в волосах, собранных у жителей округа Колумбия и Сан-Диего, штат Калифорния. На основании этого анализа они пришли к выводу, что микробы могут быть полезной географической подписью.

Для мартовского исследования генетики JCVI взяли мазки микробов с предметов в стиле эпохи Возрождения и подтвердили присутствие так называемых «оксидазоположительных» микробов на окрашенных деревянных и холстовых поверхностях. Эти микробы поедают соединения, содержащиеся в краске, клее и целлюлозе, производя воду или перекись водорода в качестве побочных продуктов.

Такие побочные продукты могут влиять на наличие плесени и общую скорость разрушения. Хотя предыдущие исследования пытались охарактеризовать микробный состав, связанный с распадом произведений искусства, наши результаты суммируют первое крупномасштабное исследование, основанное на геномике, чтобы понять микробиомы, связанные со старением произведений искусства.

Ученые обнаружили, что могут различать микробные популяции на разных типах материалов. Например, на произведениях искусства из камня и мрамора живет больше микроорганизмов, чем на живописи, возможно, из-за «пористой природы камня и мрамора, в которых содержатся дополнительные организмы и потенциально влага и питательные вещества, а также вероятность образования биопленки». Масляные картины, напротив, имеют более скудные питательные вещества для метаболизма микробов.

Авторы признали небольшой размер выборки, но, тем не менее, пришли к выводу, что микробные сигнатуры можно использовать для дифференциации произведений искусства в зависимости от используемых материалов.

Особый интерес представляет присутствие и активность ферментов, разлагающих масло. Такие подходы приведут к полному пониманию того, какой организмы виновны в быстром разложении произведений искусства.

Свабирование произведений искусств эпохи Возрождения

Гуадалупе Пиньяр и ее команда из Венского университета природных ресурсов и естественных наук, сотрудничали с консерваторами из Instituto Centrale per la Patologa degli Archivi e del Libro (ICPAL) для анализа микробиома рисунков Леонардо да Винчи. В прошлом году Piñar et al . опирался на анализ микробиома для изучения условий хранения трех статуй, полученных от контрабандистов, а также для определения их возможного географического происхождения. Ранее в этом году они проанализировали микробиом пергаментов 1000-летней давности, из которого они смогли определить животных, чья кожа использовалась для изготовления свитков.

В последней статье команда Пиньяра обратилась к методу секвенирования третьего поколения, известному как Nanopore, в котором для секвенирования используются белковые нанопоры, встроенные в полимерную мембрану. Они поставляются с портативным карманным сенсорным устройством MinION, что делает их идеальным методом для изучения культурного наследия. Что касается рисунков Леонардо, Piñar et al . объединили секвенирование Nanopore с протоколом амплификации всего генома.

Консерваторы ICPAL использовали деликатный неинвазивный метод микроаспирации (то есть фильтрующего всасывания) для сбора частиц пыли, микробных клеток и другого мусора с небольших участков поверхности как на лицевой, так и на оборотной сторонах каждого рисунка. Затем ДНК была извлечена, амплифицирована и секвенирована. Австрийская команда использовала оптическую микроскопию для изображения интересующих элементов на всех семи рисунках и сканирующую электронную микроскопию (SEM) для анализа всех микрообъектов, собранных с рисунков.

«Биологическая родословная»

У каждого рисунка был свой уникальный микробиом - «независимый молекулярный профиль или биологическая родословная». Но Пиньяр была удивлена, обнаружив, что в целом бактерии доминировали над грибами в микробиомах рисунков, что противоречит широко распространенному мнению, что грибы будут доминирующим видом, учитывая их более высокий потенциал колонизации на бумажных произведениях. Исследователи не обнаружили на рисунке видимых биоповреждений, кроме пятен.

Многие из этих бактерий обычно встречаются в микробиомах человека, что позволяет предположить, что они попали на рисунки во время реставрации, хотя можно предположить, что их оставил сам художник. Другие бактерии были типичными для микробиомов насекомых и, возможно, были переданы давным-давно мухами, откладывающими экскременты на рисунках. Этот помет обнаружился при визуальном анализе в виде восковых коричневых налетов на волокнах.

Австрийско-итальянская группа не смогла сделать окончательного вывода о том, относятся ли какие-либо микробные загрязнители ко времени Леонардо. Более вероятно, что микробные элементы человека возникли в результате недавних реставрационных работ. Скорее всего, это относится, в частности, к рисунку, обозначенному L4, который показал наименьшее биоразнообразие и наибольшее загрязнение ДНК человека. Авторы также предполагают, что рецепт, который использовал Леонардо - «подготовительный слой, сделанный из измельченных в порошок кальцинированных куриных костей, белого свинца, индиго ... смешанного с животным желатином» мог помешать сохранению микробиома L4.

Но Пиньяр настаивает на том, что возможность отслеживать такие данные, тем не менее, очень ценно.

Чувствительность метода секвенирования нанопор предлагает отличный инструмент для мониторинга предметов искусства. Он позволяет оценивать микробиом и визуализировать его вариации из-за неблагоприятных ситуаций. Это можно использовать в качестве биоархива истории объектов, обеспечивая своего рода отпечаток пальца для текущих и будущих сравнений.