Top.Mail.Ru
Уважаемый пользователь Game2Day!

Мы обнаружили, что вы используете систему удаления рекламы (Adblock, AdGuard или какую-то другую).

Реклама – наш единственный источник дохода и она позволяет нам каждый день готовить актуальные и крутые материалы.

Чтобы наш проект жил и развивался, просим вас отключить блокировку рекламы на нашем сайте. Ну а мы обещаем не делать ее надоедливой.

Кто такие спидраннеры и куда они бегут

Если вы любите проходить игры быстро, тратя как можно меньше времени на рутину и не относящиеся к сюжету квесты, но ещё не знаете, кто такие спидраннеры, то эта статья для вас. Если вы любите ставить рекорды или смотреть, как это делает кто-то другой, то вам точно понравится этот материал. Если вы знаете, кто такие спидраннеры, но до сих пор не понимаете, зачем они пытаются «сломать игру» — мы расскажем.

Садитесь поудобнее. Поговорим о спидраннерах — геймерах, которые проходят игры на скорость, получают от этого удовольствие и радуют этим других людей.

Что такое спидран?


Спидран (от английского «speed» — скорость + «run» — бежать) — это прохождение игры или её части (например, уровня или сюжетной главы) с целью завершить ее в кратчайшие сроки. Спидранить можно абсолютно любую игру, некоторые ставят рекорды даже в Dota 2. Самое главное — это четко поставить цель для своего спидрана и стараться достичь её максимально быстро.

В случае со спидранами любое время, которое вы потратите на прохождение (и будете считать лучшим), можно ещё немного сократить. И ещё. И ещё. Для этого в ход пойдут самые разные трюки и уловки, известные только настоящим бегунам. Основными же играми для спидрана являются платформеры, шутеры и RPG. При этом тайтл совсем не обязательно должен быть мультиплеерным - скорее даже наоборот, спидраны сингл-игр встречаются куда чаще. 

Как появились спидраны?


Принято считать, что скоростное прохождение игр как отдельное движение началось с выхода Doom в 1993 году. Во всяком случае, именно Doom стала первой игрой, которая получила тематические вебсайты, посвященные рейтингам и скоростным прохождениям. Естественно, мысль «быстрее всех сыграть во что-либо» возникала у людей задолго до появления интернета, но в Doom была возможность записывать прохождение в отдельный файл, поэтому не возникало сложностей с тем, чтобы доказать или даже показать свое прохождение другим людям. Это и стало главным толчком к созданию сайтов с демками и рекордами.

Также в 1994 году у олдовых спидраннеров стала пользоваться популярностью игра Super Metroid - в нее до сих пор играют тысячи людей, стараясь показать лучшее время полного прохождения. Новый рекорд, установленный всего четыре месяца назад — 41 минута 18 секунд. Это на целую секунду меньше, чем рекорд, поставленный десять месяцев назад. Да-да, речь об игре 1994 года.

На данный момент существует несколько сайтов, которые фиксируют рекорды спидраннеров. Наиболее известными являются два — https://www.speedrun.com/ и http://speeddemosarchive.com. На них можно не только посмотреть на цифры, но и увидеть прохождение, ведь без «пруфа» никто в интернете спидраннеру не поверит.

Сообщество спидраннеров и турниры


За годы существования этого геймерского направления, спидраннеры сформировали довольно большое комьюнити. Теперь многие играют не только ради удовольствия или желания попасть в известный топ, но и для того, чтобы принимать участие в глобальных мероприятиях по спидрану. Такие ивенты проводятся по всему миру и собирают большое количество зрителей. 

Например, недавно прошел большой спидран-марафон на Twitch - несколько дней он транслировался на главной странице и собрал миллионы просмотров. Приглашенные спидраннеры и медийные стримеры проходили как старые игры, так и новинки, и это было очень увлекательно. И самое главное — марафон от популярной группы спидраннеров Games Done Quick был благотворительным. Организаторы устраивают такие марафоны дважды в год на протяжении восьми лет, а их «штат» насчитывает более 2000 «сотрудников». Вырученные за время марафона средства идут на благотворительность: каждый зритель Twitch может задонатить организаторам, а они перенаправят средства в один из фондов. На этот раз 2,4 миллиона долларов были направлены в «Фонд Профилактики Рака». Всего на сегодняшний день Games Done Quick собрала более 19,3 миллиона долларов, и все они были отданы на благотворительность. Следующий марафон пройдет с 23 по 30 июня, вырученные средства будут переданы известной организации «Врачи без границ».

Кроме Games Done Quick существует также European Speedrunner Assembly — очень похожая серия благотворительных марафонов. У ESA также две игровые серии в году, и вырученные средства также идут на благотворительность. Организовано событие в комфортабельном отеле Quality Hotel Royal Corner в Копенгагене. На ESA Winter 2019, который пройдет с 16 по 24 февраля, в этом отеле соберется огромное количество геймеров со всего мира.

Вокруг японской компании FromSoftware, которая известна серией Dark Souls и Bloodborne, сформировалось целое мировое сообщество спидраннеров, получившее название Speed Souls. Абсолютно любой поклонник Souls-игр может скачать специальную программу и соревноваться с другими бегунами в скоростном прохождении. Всё, что только может придумать игрок, можно реализовать на специальном сайте и провести по этому сценарию спидран, ограничение — фантазия и здравый смысл.

Спидран - это киберспорт?


Да, это похоже на киберспорт, который в последнее десятилетие набрал обороты. Но есть и существенное отличие — соревновательный элемент в спидранах аналогичен киберспортивному, а условий, правил и требований гораздо меньше. Во многом спидран можно считать чем-то вроде любительского киберспорта, но при этом спидранер выкладывается не меньше, чем самый настоящий киберспортсмен, а порой даже больше.

Для того, чтобы пройти игру максимально быстро, ты должен знать её от и до. Абсолютно все пасхалки или лазейки, задуманные геймдизайнерами, должны быть пройдены и испытаны на прочность. Любые приспособления, которые могут сократить время, проведенное в игре, должны использоваться максимально грамотно. Киберспортсмен, совершивший ошибку в матче, порой может её исправить грамотным мувом в дальнейшем, для спидраннера же каждая ошибка — это потраченная секунда, непозволительная роскошь.  

В зрелищности спидран также не уступает киберспорту, а порой даже превосходит его. Конечно, многочасовые попытки и однообразные прохождения зрителям смотреть довольно скучно, но итоговые видео всегда набирают большое количество просмотров, ведь они и быстрые, и интересные! Также очень интересно смотреть нарезки фейлов спидраннеров, хотя тем, кто знает, насколько это трудоемкий процесс, может быть совсем не смешно.

Стримы по спидранам


Стримы со спидранами — это совсем другое. Здесь практически нет монотонных прохождений, так как стример нацелен не только на конечный результат, но и на взаимодействие с аудиторией. Отличный пример того, что спидраны могут быть интересными — русский стример Karmik Koala, который проходит (и закрепляет) игры на время сам и учит спидрану своих зрителей. Также ведущий разбирает мировые рекорды по спидранам, подробно и очень интересно рассказывая, что и зачем делает конкретный игрок, чтобы сэкономить секунду-другую.

 

Как спидраннеры учатся бегать?


Когда каждая потраченная на прохождение секунда была выверена и подсчитана, остается раз за разом отрабатывать одно и то же прохождение. На словах это довольно скучно. Многие считают, что основной проблемой спидранов является цикличность процесса, ведь существенно изменить правила игры нельзя. На самом деле — можно.

Во-первых, каждый спидраннер - это прежде всего игрок, который проходит игру как обычный геймер, но гораздо более осмысленно, чем это делает большинство. Он познает все её прелести, вскрывает все замки и заглядывает в каждое окно. Такое «фанатское» похождение часто помогает спидраннеру заметить то, что обычный игрок не увидит, например - какие-то микро-отсылки и пасхалки от разработчиков.

Во-вторых, замечая что-то необычное, спидраннер сразу же думает, нельзя ли это как-то использовать для прохождения, ведь иногда даже лишний пиксель или текстурка помогут вам зацепиться и ускорить прохождение игры. Было бы глупо не пользоваться тем, что геймдизайнеры сознательно (или случайно) оставили для игроков, не так ли? Также бывают случаи, когда спидраннеры находят какие-либо уязвимости игры, чит-коды или неправильно написанные части кода, которые могут быть использованы для минимизации временных затрат на прохождение.

Всё это не является читерством, ведь спидраннер не преследует цель взломать игру - это скорее средство для достижения своей цели, и цели вполне определенной. Несмотря на то, что настоящие «читы», то есть специально придуманные коды на бесконечные жизни, патроны или крутую технику, позволяющую молниеносно передвигаться по миру, «классическим» спидраннерам ими использовать запрещено. Для таких прохождений есть отдельное спидран-направление, которое называется TAS (Tool-assisted speedrun), в нем можно использовать вообще всё, что угодно, лишь бы получилось быстрее.

После того, как спидраннер изучил игру от и до, он начинает составлять маршрут для прохождения, подбирает нужные сборки для персонажей, просчитывает, какие предметы ему нужны или какие умения он должен использовать, чтобы пройти препятствие или босса как можно быстрее. Всё это похоже не на игру, а на написание сложной, но очень интересной курсовой работы по математике или физике. Прохождение же — это как лабораторная работа со сложным экспериментом, в котором нельзя ошибиться, иначе всё придется начинать с самого начала.

Почему разработчики не закрывают найденные спидраннерами баги?


Несмотря на то, что спидраннеры часто находят лазейки в коде игры, разработчики не спешат его править, чтобы их закрыть. Некоторые игры, в которых нашли уязвимости, продолжают распространяться с ними на протяжении многих лет. Во-первых, чаще всего эти уязвимости не столь критичны, как кажется, ведь обычные игроки их не используют за ненадобностью. Во-вторых, сообщество спидраннеров далеко не такое большое, как сообщество геймеров в целом, так что тратить большое количество ресурсов на исправление ошибок разработчики просто не хотят. Ну и, в-третьих, некоторые разработчики явно следят за спидранами собственных игр, и не могут отказать раннерам в удовольствии использования каких-то недоработок, ведь это тоже своего рода совместное творчество.

Существует несколько видов спидранов. Самый распространенный из них — максимально быстрое прохождение. От игрока не требуется выполнять никакие задачи, главное — прийти к финишу с самым маленьким показателем на секундомере. Его принято классифицировать, как «Прохождение на любой процент» (Any%). Также существует «Полное прохождение» (100%) и «Прохождение с наименьшим возможным процентом» (Low%). Время в спидранах подсчитывается двумя способами — Real Time Attack (RTA) и In-Game Timing (IGT). В первом случае засчитывается не только игровое время, когда человек управляет своим персонажем, но и время, проведенное в игровом лобби, на заставке или во время внутриигровых видеороликов, которые невозможно пропустить. Во втором случае считается только «чистое» время. На сайте https://www.speedrun.com/ в любом топе есть оба этих таймера.

Спидран в России


Российских спидраннеров, которые профессионально занимаются этим направлением гейминга, всё ещё не очень много. Но всё же есть целое русскоязычное сообщество спидранеров GoldenSplit. Энтузиасты переводят основные марафоны, создают много публичного контента по спидранам и даже собрали «словарь терминов», который будет интересно прочитать всем начинающим спидраннерам, чтобы разобраться в теме. В эру глобального интернета уже не нужно сохранять демки на компакт-диски, можно просто включить стрим и делиться со всем миром своей игрой. Основной поставщик свежих и сочных спидранов в России — это уже упомянутый выше Karmik Koala.

Как стать спидраннером?


Стать спидраннером не так сложно, как кажется. Если вам нравится какая-либо игра, но однообразное прохождение уже давно надоело, можно начать ставить себе другие цели. Например, максимально быстро апнуть уровень или пройти квест быстрее, чем за две минуты. Это буду первые шаги на пути к полноценному спидрану, кроме того так вы сразу поймете, хватает ли у вас терпения и силы воли, ведь эти качества очень важны для спидраннера. Если вы получили удовольствие от такого прохождения, самое время попробовать себя в качестве настоящего бегуна. Тщательно продумайте маршрут, по которому будете двигаться, вспомните, где можно сократить углы и что именно в прошлом прохождении было самым сложным, и как можно избежать таких моментов впредь.  

Обязательно посетите Twitch, YouTube или вступите в сообщество ВКонтакте, где с другими спидраннерами можно часами обсуждать интересующую вас тему. Этот мир по-настоящему захватит вас, если вы посвятите ему всего себя и сделаете спидраны любимым хобби. Игры будут приносить ещё больше удовольствия, а в некоторых даже появится соревновательный момент, которого изначально не подразумевалось.


Поделиться

Вы не авторизованы

Войдите, чтобы оставить комментарий!


Еще не зарегистрированы? Регистрация здесь.