Учёные нашли оригинал письма Галилео. Оказалось, что ему удалось обмануть церковь

Известный астроном Галилео Галилей на протяжении столетий известен своей смелой принципиальной позицией против католической церкви. Он утверждал, что Земля движется вокруг Солнца, а не наоборот, в прямом противоречии с церковными учениями того времени. Давно потерянное письмо, которое было обнаружено в Лондонском королевском обществе, указывает на то, что Галилей пытался смягчить свои первоначальные требования, чтобы избежать гнева церкви. Грубо говоря, он подделал оригинал письма, за которое ему вынесли обвинения, чтобы не попасть на костёр святой инквизиции. Кто станет винить его в этом?

В августе Сальваторе Риччиардо, постдок исторических наук в Бергамоском университете в Италии, посетил Лондон и обыскал различные британские библиотеки в поисках рукописных комментариев к работам Галилея. Он лениво листал каталог в Королевском обществе и наткнулся на письмо, которое Галилей написал другу в 1613 году, изложив свои аргументы. Письмо, как утверждают исследователи, «дает самые убедительные доказательства того, что в начале битвы с религиозными властями Галилей активно занимался контролем над ущербом и пытался распространять завуалированные версии своих заявлений».

Сальваторе Риччиардо, который нашёл письмо, был крайне удивлён.

Не могу поверить, что я обнаружил письмо, которое, по мнению всех ученых, интересовавшихся Галилеем, было безнадежно потеряно. Это казалось поразительным ещё и потому, что письмо было не в маленькой городской библиотеке, а в библиотеке Королевского общества.

Чтобы полностью понять значение этого открытия, нужно вернуться к Клавдию Птолемею около 150 г. н.э., который первым синтезировал работу греческих астрономов в теоретическую модель движений Солнца, Луны и планет — все это составляло наблюдаемую вселенную в то время. В своем «Альмагестском трактате» Птолемей предположил, что Земля была зафиксирована, расположена в самом центре замкнутого сферического пространства, и ничего за пределы неё не выходит. В этом видении множество вложенных сфер (называемых «эпициклами») окружало Землю, каждая из которых была орбитой для планеты, Солнца, Луны или звезд.

Все любили модель Птолемея, даже когда оказалось, что с календарём она сочетается весьма плохо. Модель же была весьма симметричной и положительно божественной. Вот почему это была доминирующая модель в течение 14 веков. Эстетика хорошо сочеталась с преобладающим христианским богословием той эпохи. Все на Земле, что ниже Луны, было испорчено первородным грехом, а небесные эпициклы над Луной были чисты и святы, наполнены божественной «музыкой сфер».

Все изменилось в середине XVI века, когда Николай Коперник опубликовал De Revolutionibus, призывая к радикальной новой космологической модели, которая помещала Солнце в центр Вселенной, а другие планеты вращались вокруг него. Его расчеты закрепили порядок шести известных планет в то время, и он правильно сделал вывод, что именно вращение Земли объясняло изменение положения звезд ночью. Что касается планет, движущихся в видимом ретроградном движении, он пришел к выводу, что это происходит потому, что мы наблюдаем их с движущейся Земли.

Книга не сразу вызвала большой переполох вне разреженных астрономических кругов, возможно, потому, что это был массивный том, наполненный утомительной математикой. Он не пополнил список запрещенных книг Римской церкви до 1616 года. Именно тогда его вытащили из тиража в ожидании «исправления», чтобы отразить, что его дерзкие заявления были «просто теорией».

Затем Галилей изобрёл телескоп и его наблюдения ясно подтвердили мировоззрение Коперника. Церковь начала обращать на них пристальное внимание, потому что Галилей открыто поддерживал систему Коперника в своих документах. Все началось в 1632 году, когда он опубликовал «Диалог о двух главных мировых системах». Не только наука подняла брови после этой публикации. Он имел смелость подвергать сомнению ключевые библейские отрывки, обычно предлагаемые в поддержку космологии Птолемея, настаивая на том, что Библия предназначена для обучения людей тому, как добраться до небес, а не научного трактата о том, как движутся небеса.

Католической церкви было достаточно, и Галилей оказался перед инквизицией, чтобы официально отказаться от своей «веры» в мировоззрение Коперника. Он был осужден за «яростное подозрение в ереси» и прожил последние девять лет под домашним арестом. Он не был официально помилован Ватиканом до 1992 года.

Это история, которую мы знаем из школьных учебников. Так что же изменилось? Речь идет о письме Галилея 1613 года к математику Бенедетто Кастелли из Университета Пизы. Это первый известный случай, когда Галилей агитировал в пользу модели Коперника и утверждал, что научные наблюдения должны заменить церковное учение в отношении астрономии. Это письмо было скопировано и распространено широко (обычная практика в 1600-х годах), и копия попала в руки мошенника-доминиканца по имени Никколо Лорини. Лорини направил письмо Инквизиции в Риме 7 февраля 1615 года. В настоящее время оно находится в Ватиканских секретных архивах.

Здесь все усложняется. Галилей попросил Кастелли вернуть ему свое первоначальное письмо 1613 года. Он обвинил Лорини в «нечестивости и невежестве» и рассказал, что тот исковеркал оригинальный текст письма, направленного инквизиции, чтобы обвинить Галилея в ереси. Он приложил другую версию письма Кастелли с заметно менее ярким языком, утверждая, что это была правильная версия.

Историки были не уверены, какая из двух версий была правильной, поскольку оригинал считался потерянным — пока Риччиардо не наткнулся на него в архивах Королевского общества. По словам Риччиардо, в каталоге указана дата письма — 21 октября 1613 года, но фактическое письмо датировано 21 декабря 1613 года. Возможно из-за совпадения числа многие из ученых не обратили на это внимания. В настоящее время ученые пытаются разобраться в копиях писем, чтобы выяснить первоисточник.

Под царапинами и поправками подписанный экземпляр, открытый Риччиардо, показывает оригинальную формулировку Галилея — и это то же самое, что и в копии Лорини. В одном случае Галилей ссылался на некоторые положения в Библии как «ложные, если идти по буквальному значению слов». В последствии слово «ложь» было перечеркнуто и заменено на «отличие от истины». Другие слова также были заменены на синонимы более слабой окраски.

Риччиардо и его коллеги, Франко Джудис из Университета Бергамо и историк науки Мишель Камерота из Университета Кальяри, провели собственный анализ почерка. Они сравнивали отдельные слова в найденном письме с аналогичными словами в других работах Галилея примерно в тот же период времени. Они пришли к выводу, что почерк действительно принадлежал Галилею.

Должны ли мы сделать вывод, что Галилей не был научным героем, которым его считали на протяжении веков? Определённо нет. Изменения в оригинале незначительны, в основном они касаются только его высказываний о Библии, а не его научного анализа. Сейчас довольно трудно понять, насколько опасными были прошлые века для учёных, чьи открытия шли вразрез с трактатами католической церкви. Галилею повезло, что он не был сожжен на костре за его претензии; тысячи менее удачливых людей во всем мире были казнены за ересь. Найденное письмо показывает сложного человека за героическим стереотипом — он умел представить научные слова так, чтобы не пасть жертвой инквизиции за собственную правду. Это, помимо научных открытий, отличает его от людей своего времени.

P2D game banner