Ученые нашли ген, из-за которого тараканы такие живучие

Тараканы являются назойливыми спутниками человека тысячи лет, однако мы до сих пор мало понимаем в чем секрет их поразительной живучести. Китайские ученые приоткрыли завесу тайны над этим феноменом в недавнем исследовании, опубликованном в Nature Communication.

Исследователи сравнили геном американского таракана (Periplaneta americana) с генами австралийского (Periplaneta australasiae), немецкого (Blattella germanica) и дымчато-коричневого (Periplaneta fuliginosa) тараканов, а также с некоторыми видами термитов. Выяснилось, что американский таракан генетически ближе к термитам, чем к немецкому таракану. Иными словами, его можно считать переходным видом, позволяющим проанализировать эволюцию этого вида насекомых.

Китайские ученые обнаружили, что у американского таракана особо развиты гены, связанные с хеморецепцией (способность организма воспринимать химические стимулы и реагировать на них) и детоксификация (способность выводить из организма токсические вещества). Хеморецепция позволила тараканам питаться разнообразной пищей, что, в свою очередь, дало им возможность распространиться по всему миру. Детоксификация помогла тараканам выработать иммунитет к химическим веществам, которыми их травят люди.

Отдельный комплект генов отвечает за способность отращивать конечности, а также менять размер в зависимости от рациона. Эта «пластичность процессов развития» и делает тараканов чрезвычайно живучими. Возможно исследование позволит найти новые способы борьбы с этими насекомыми, которые вызывают различные болезни и аллергии.